Мозаики Кесарии Палестинской
Расцвет Кесарии Палестинской начался в 31 году до нашей эры, когда римский император 
Октавиан Август передал поселение иудейскому царю Ироду. Ирод Великий за два десятилетия полностью
перестроил поселок и превратил его в процветающий портовый город и административный центр. Название городу было дано в честь кесаря Августа - Кесария. Поскольку такое же название носило еще с десяток городков, к названию добавляли определение "приморская", так как город располагался буквально на берегу моря, и к рубежу эпох стал крупнейшим портом всей Палестины. Население Кесарии составляли как зажиточные евреи, так и богатые римляне, греки. В городе распологалась база римских легионеров. Впоследствии за городом закрепилось название Кесария Палестинская. В настоящее время рядом расположен современый город Кейсария.
 
  
 
На территории древнего города располагается Национальный парк-заповедник, в котором 
ведутся активные археологические раскопки. Некоторую часть изысканий проводят под водой, так как уровень моря изменился, и часть поселения оказалась ушедшей под воду. 
 
В истории города прослеживается римский, византийский периоды и период крестоносцев. Каждая из культурных эпох привнесла в облик античного города свои черты и художественные особенности. В XIII веке после завоевания и разрушения Кесарии мамлюками город пришел в упадок и фактически прекратил свое существование вплоть до XX века.
 
   
Напольная мозаика позднеримского периода. Классическая разбивка на диагональные квадраты с 
круглыми центральными элементами. Обращает на себя внимание значительное число использованных
оттенков камня.
 
  
Основным материалом для строительства домов в Кесарии был известняк-ракушечник. Легко поддающийся обработке и доступный материал выпиливался стандартными типовыми блоками, которые
использовались при строительстве. Мрамор был привозным и относительно дорогим материалом.
 
  
В руинах античного города Кесарии отчетливо заметна разница в оформлении уличных покрытий,
обычно сравнительно грубо вымощенных плитами из камня, и внутренних полов с изящными и изысканными мозаиками. 
 
  
Мозаичная энциклопедия флоры и фауны Кесарии в античный период. Утка, гусь, собака, антилопа, корова, медведь - римские мозаики часто обращались к изображениям животных, и кесарийский вариант
"парада зверей" вносит понятный вклад в наше представление о том, какие животные были знакомы
обитателям античного города. Интересно орнаментальное решение кругов, образованных ветками лозы, растущими из кувшина. 
 
  
Поле из восьмиугольников с промежутками-квадратами - такой геометрический орнамент и сегодня
является одним из наиболее популярных.
 
  
Фрагмент большого напольного ковра. Геометрическая розетка в обрамлении меандра и с
центральным квадратом-крестом.
 
  
Мозаичный ковер в классической римской технике. Просто и со вкусом.
 
  
Еще один мозаичный ковер. Геометрический узор центра дополняется бордюром, сочетающим геометрию с флористическим мотивом.
 
  
Фрагмент инженерных сооружения водоснабжения города. Рядом - мозаика из сравнительно
крупных и грубо обработанных каменных элементов.
 
  
Зал, некогда вымощенный мраморными плитами.
 
  
Мраморный пол с мозаикой из треугольников. 
  
Текст: Татьяна Устинова, 2012, специально для mosaic.su 
Фотографии: Татьяна Захарова, май 2012  
 
 версия для печати 
Следующая страница: Техника мозаик раннехристианских базилик на территории Палестины (III-VII вв.) 
  |