Мозаика - материалы и технологии
Материалы    Технологии    Интерьер    Наука    Искусство    Литература    Дети    Картинки

Искусство мозаикиМозаики Помпеи
Мозаики Скифополиса
Мозаики Кесарии Палестинской
Техника мозаик раннехристианских базилик на территории Палестины (III-VII вв.)
Мозаика пола церкви Святого Николая в Мирах Ликийских (III-IV вв)
Мозаики в соборе Софии Киевской (XI век)
Фонтан «Каменный цветок» на ВДНХ (ВВЦ)
Панно «Искусство» для выставочного зала в Ялте
Мозаики на фасаде Бородинской панорамы
Флорентийские мозаики. Пушкинская площадь в Москве (XX век)
Монументальные мозаики Зураба Церетели
Янтарная комната
Мозаичный ковер на могиле Рудольфа Нуриева


Анекдот:
Девушка зовет своего приятеля:
- Помоги мне сложить мозаику, я не знаю как начать!
- А что это должно быть?
- На коробке был нарисован тигр.
Показывает ему мозаику, рассыпанную по столу.
Парень некоторое время смотрит на стол, на коробку и говорит:
Во-первых, нам никогда не удастся сложить из этого тигра, а во-вторых, я думаю, следует положить все кукурузные хлопья обратно в коробку.


Техника мозаик раннехристианских базилик на территории Палестины (III-VII вв.)

Первые напольные мозаики из небольших камушков (opus barbaricum) появились в древнегреческом мире, примерно в конце V в. до н.э. Следующим этапом в развитии этого искусства стали мозаики из тессер (opus tesselatum), которые известны уже с эллинистических времен (с III по II вв. до н.э.). Их с большим интересом восприняли римляне и распространили на территории своей огромной Империи - от Британии до Сирии. В ранневизантийский период (III-VII вв.) мозаики основываются на прежних технических навыках; сохраняется даже часть декоративного репертуара, который, конечно же, постепенно развивается, усложняется и обогащается новыми христианскими мотивами .

Принципиальным поворотом в христианскую эпоху стало применение мозаичного декора в храмах, как в базиликальных, так и в ротондальных (или октогональных), в то время как все известные научному миру греко-римские святилища были отделаны облицовкой из плотно пригнанных и отполированных камней, а мозаики украшали только светские сооружения - дворцы, дома, термы и т.д.

Уникальная ветвь мозаичного искусства именно на территории Палестины развивалась внутри синагогального строительства. В синагогах вслед за христианскими базиликами с конца IV века – начала V появляются мозаики с оригинальными композициями, включающими в себя изображения Арки Торы, Зодиакального Круга, ветхозаветных сцен и символов иудаизма (Наммат Тибериас (IV-V вв.), Бет Альфа (VI в.), Сепфорис (V в.), Бет Шеан (VI в.)).

Мозаики же палестинских храмов, которых начиная с IV в. и до арабского завоевания 638 года здесь было сооружено около 350, - оставались типичными для всего Средиземноморского круга. Помимо декоративных мотивов, они включали в себя обилие растительных и зооморфных изображений, Нильские сцены, условные образы городов и морей. Наиболее яркими и характерными памятниками можно назвать базилики в Курси (конец V-начало VI), Табхе (конец V в.), Хиппос-Суссите (V-VI вв.) в Галилее, в Ебоде и Мамшите в пустыне Негев (V-VI вв.) , октагон в Кафисме (конец V в.) рядом с Иерусалимом.

В целом, ареал распространения греко-римских и ранневизантийских мозаик примерно совпадает; продолжают свое существование прежние мозаичные школы в таких крупных городах как Рим, Антиохия, Александрия. Однако, масштабное строительство христианских храмов потребовало большего количества мастеров, чем в античную эпоху, в результате чего развиваются небольшие артельные центры в Иерусалиме, Мадабе, Бет Шеане и т.д. Они, конечно, выработали свои стилистические особенности, которые отличают их от греческой, итальянской, британской школ, но странным образом технические навыки на всей обширной территории Византийской Империи остаются примерно идентичными.

Вероятно, такое распространение они получили не только через естественный процесс обучения и обмена опытом между артелями, но также через трактаты Витрувия («Десять книг об архитектуре», вторая половина I в. до н.э.) и Плиния Старшего («Естественная История», I в. н.э.) , подробно описавших ход подготовительных работ и само создание мозаик. Думается, что эти литературные труды были в таком же ходу среди мастеров, как и книги с образцами изображений. На примере исследования палестинских мозаик можно проследить насколько близкими в жизни оказывались теория и практика.

В своей работе я буду опираться, в основном, на сочинение Витрувия, так как оно написано более подробно и с пониманием дела, в отличие от Плиния, который, судя по всему, просто его пересказал веком позже. Хотя в его труде есть ценные обобщающие сведения, до которых Витрувий в свое время еще не успел созреть. Правила кажутся щепетильно-строгими, но от их соблюдения или несоблюдения зависела сохранность мозаик на века: судя по тому количеству памятников, которые счастливым образом дошли до нашего времени, мастера редко ими пренебрегали. Они прекрасно знали цену конечного результата в виде богатого ковра из всевозможных узоров и сюжетов.

Изобретение мозаичного искусства Плиний Старший приписывал грекам. В идеале для мозаики выкладывалось сложное, многослойное основание. Сначала создавалась подушка из крупных камней, затем возводился настил из деревянных досок, уложенных в разные стороны. По краям они скреплялись гвоздями для предотвращения деформации и смещения. Витрувий не рекомендовал использовать зимний дуб, так как он легко отсыревал и коробился. Доски желательно было покрывать папоротником или измельченной соломой для предохранения от воздействия извести. Сверху делали подготовку из камней не мельче чем в кулак. Затем помещали «черновой слой», из щебня, песка и извести в особых пропорциях, который заливался бетоном и утрамбовывался до толщины в три четверти дюйма. Центральный слой (nucleus, шесть футов толщиной) состоял из толченого кирпича и извести, поверх которого со строгим соблюдением единого уровня укладывались квадратные или фигурные плитки (opus sectile), тессеры (opus tesselatum) или обожженные тибурские кирпичи колосом (opus spicatum). Поверхность тщательно полировалась, а швы затирались мраморным порошком. Для лучшей защиты от внешних условий они также обрабатывались деревянным маслом, которое защищало раствор от низких температур.

Одним из наиболее высоких достижений мозаичного искусства Плиний Старший считал мозаику «subdialia», то есть под открытым небом. Чаще всего ее использовали в атриумах домов или в базиликах «discoperta» (без крыши). Ее рекомендовалось создавать только в климатических условиях без резких температурных и влажностных перепадов. В целом, порядок возведения основания оставался таким же, как уже описано; добавлялась лишь та особенность, что верхний слой больших квадратных камней, не менее чем в два дюйма толщиной, - укладывался с уклоном в полтора дюйма на каждый десяток футов – для собирания осадков в дренажные канальцы.

Таковой оставалась теория. А какой же была практика? Попробуем проследить ее на примере палестинских храмов.

Далеко не всегда археологи, открывавшие храмы и синагоги Палестины, имели возможность изучить технику мозаик. Далеко не всегда они тщательно фиксировали найденные свидетельства. И, наконец, далеко не все археологические отчеты нам доступны. Однако, некоторой информацией мы все же располагаем. Известно, что в алтаре церкви в Курси основание состояло из трех слоев: «подушка» из земли и крупного булыжника, слой из мелкого щебня с раствором и завершающий слой штукатурки, в которую крепились сами тессеры.

В храме на горе Беренис (Тиберия, перв. пол. VI века) основание для всех мозаик было идентичным: нижний слой - из компактной «подушки» плитняка (размером от 5 до 10 см), средний – из строительного раствора с небольшими каменными обломками (толщина слоя 10 см) и самый верхний – из тонкой белой штукатурки (2 см). В Северо-Западном храме в Хиппос-Суссите (V-VI вв.) верхний тонкий слой отсутствует, тессеры удерживались только на двух слоях, примерно соответствующих нижнему и среднему по Витрувию. Последний набирался из известкового раствора, в который добавлялись мелкие камушки и мраморные осколки от тессер. Примерная толщина слоя – 2.5 см. В то время как на галереях, где не было возможности выложить основание из крупных булыжников, утрамбовывалась более толстая известковая «подушка» (4.5 см), куда помимо всего упомянутого, добавлялась также и жженая солома .

Мозаика из Хиппос-Суссита
Мозаика из Хиппос-Суссита

Мозаика из Хиппос-Суссита
Мозаика из Хиппос-Суссита

Таким образом, мы видим, что на практике процесс оказывался намного проще; большое количество слоев, рекомендуемых Витрувием и Плинием, сокращалось до двух-трех, но даже такое основание сравнительно хорошо сохранило мозаики до наших дней (они больше пострадали от пережога мраморных кусочков на известь в средние века, чем от времени). К тем сведениям, которые мы черпаем из сочинений теоретиков, непосредственное изучение памятников (например, храмов-базилик V-VI вв. в Масаде, в Хиппос-Суссите) добавило еще некоторые факты. Так, под мраморными тессерами или плитками предварительно выкладывался дополнительный слой из битых черепков или наносился краской подготовительный рисунок: они уже размечали примерную композицию мозаичного декора.

Палестинские мозаики – это только частный случай того профессионального мастерства, которое византийцы органично унаследовали от римлян, буквально из рук в руки. В их искусстве удивительным образом сочетались скрупулезные и даже скучные технические подготовительные работы и легкий, красивый, богатый результат.

Светлана Тарханова, искусствовед
Специально для mosaic.su
При перепечатке обязательно указание автора и ссылка на первоисточник

Иллюстрации: bibleinterp.com

Литература:
1. K.H.M. Dunbabin, Mosaics of the Greek and Roman World. Cambridge. 2001.
2. A. and Ruth Ovadiah. Hellenistic, Roman and Early Byzantine Mosaic Pavements in Israel. Rome. 1987
3. C. Dauphin. A New Method of Studying Early Byzantine Mosaic Pavements. // Levant. Volume VIII. London. 1976.
4. Витрувий. Десять книг об архитектуре. Пер. с лат. Ф.А. Петровского. М. 2005. Книга VII. Глава 1. С. 121-123.
5. The Natural History. Pliny the Elder. Eds. John Bostock, M.D., F.R.S. H.T. Riley, Esq., B.A. London. Taylor and Francis, Red Lion Court, Fleet Street. 1855. Book XXXVI. Chapters 60-64.
6. V. Tzaferis. The Excavations of Kursi-Gergesa. // Atiqot. English Series. Vol. XVI. Jerusalem. 1983. P. 27.
7. Roni Amir. Mosaics and Frescoes. // Y. Hirschfeld. Excavations at Tiberias, 1989-1994. Jerusalem. 2004. P. 139.
8. M. Aniszewski. Mosaic Floor in the North-West Church. Technical Examinations. //A. Segal and others. Hippos-Sussita.
9. Fifth Season of Excavations. September – October 2004. And Summary of all Five Seasons (2000-2004). Zinman Institute of Archaeology. University of Haifa. December 2004. P. 73-75.

версия для печати

Следующая страница: Мозаика пола церкви Святого Николая в Мирах Ликийских (III-IV вв)

    • Начало   • Искусство мозаики   • Техника мозаик раннехристианских базилик на территории Палестины (III-VII вв.)  

   © Mosaic.su, 2008-2015.    (916) 995-12-50
   Технологии и материалы для мозаики. Монументальное искусство и детские игрушки,
   исторические мозаики и смешные поделки, мозаика в науке и литературе.
о проекте    контакты    обратная связь
заказать мозаику    карта сайта