Мозаика - материалы и технологии
Материалы    Технологии    Интерьер    Наука    Искусство    Литература    Дети    Картинки

Мозаика для детейШестиугольная геометрия для малышей
Магнитные детские мозаики
Мозаика из песка
Изгнать скуку!
Воображай и соображай!
Первая мозаика для малыша
Чудо-покрывала (Северная мозаика из лоскутков)
Мозаика в цветочном горшке
Мозаика из бумаги и картона своими руками


Книга рекордов Гиннесса:
Гламурная боди-мозаика: в 2008 году рекордсменкой стала Мем Бурк (Mem Bourke) из Новой Зеландии, которая украсила тело своей подруги Аластэйр Гальпин (Alastair Galpin) 31680 (!) стразами. На всю процедуру ушло два дня.


Шестиугольная геометрия для малышей

Детская мозаика - какие бывают цвета Для очень многих словосочетание "детская мозаика" ассоциируется прежде всего с круглой коробочкой-планшетом и пластиковыми гвоздиками с шестиугольными шляпками. Не знаю, кто и когда додумался до такой игрушки, но идея оказалась достойной самых высоких слов. Прежде всего, сам процесс втыкания, вставления, вдевания гвоздика в отверстие донышка стимулирует развитие точности движений рук и ловкости пальцев. Удержание гвоздика - зарядка для хватетельных навыков, и в первую очередь для очень важного навыка взаимодействия большого и указательного пальца. И, разумеется, сама геометричность игрушки и форм получающегося рисунка создает поле для легкого восприятия некоторых вроде бы само собой разумеющихся геометрических понятий, которые тем не менее зачастую весьма затруднительны для понимания в абстрактном представлении.

Обычно на коробке с мозаикой указывается ограничение от трех лет, связанное с относительно мелкими размерами самих гвоздиков. Но если мама или иной ответственный человек готовы сидеть рядом и заниматься с ребенком, можно попробовать мозаичные игры и раньше. Есть в продаже и крупноформатные гвоздики, но на мой взгляд они слишком громоздки, и за размерами теряется часть смысла - гвозлик сам по себе становится объектом внимания ребенка, и им вполне можно играть без дополнительных обременений по составлению мозаики.

Детская мозаика - Большой и маленький Самое главное в детских развивающих играх - не фиксироваться на том, что это - развитие, занятие, задание. Игра должна в первую очередь быть игрой. И это верно как для трехлеток, так и для школьников. Поэтому в действительности для игр с малышом не нужны планы, тематические и методические указания. Поиграйте сами, позвольте малышу проявить фантазию, а то, что является научно-познавательно-развивающей информацией должно быть фоном этой игры.

Итак, что можно показать малышу на примере шестиугольной мозаики? Первое - это, конечно, цвета. Разноцветные фигурки одинаковой формы наглядны и просты в восприятии. Малыши часто стремятся к дополнению фигурки, сложенной мамой, гвоздиками того же цвета. И отлично - пусть тренируются.

Второй очень простой и наглядный пример - размеры и формы. Маленький и большой шестиугольник (и любая другая фигура), помимо сравнения размеров дают четкое визуальное представление о геометрическом понятии подобия - то есть схожести форм. Можно легко продемонстрировать, что по разному развернутые фигуры являются в действительности одинаковой формы. Но самое главное - малыш учится этому исподволь, без отягощения строгими определениями и формулами.

Детская мозаика - цвета, размеры, формы Соединение трех понятий формы, размера, цвета - фактически определяет наше визуальное восприятие мира. Для самых маленьких, еще не говорящих, хорошо просто четко проговаривать: "Это большо-о-ой, это ма-а-аленький". Для 3-4 леток можно повторять названия фигур - треугольник, шестиугольник и т.п. Для дошколят 5-6 лет уже можно делать сравнения ("Этот синий треугольник меньше, чем красный, но больше, чем зеленый), ранжировать ряд картинок по каким-либо признакам (например, выстраивать по размеру) и проводить аналогии фигур с известными понятиями и предметами (треугольник как крыша дома, круг как серединка цветка и т.п.) Младших школьников можно учить устному счету и арифметическим действиям, используя гвоздики аналогично счетным палочкам. И в этом случае наглядность создания определенной фигуры на плоскости из заданного количества точек формирует четкое образное представление об основах геометрии еще до того, как ребенку вручат линейку, циркуль и произнесут что-нибудь вроде "докажем теорему".

Детская мозаика - Разные треугольники Одним из занимательных моментов для детей в шестиугольных мозаиках часто становится невозможность построить сплошными линиями правильный квадрат или прямоугольник. Мозаика рассчитана таким образом, чтобы можно было замостить плоскость шестиугольниками, и поэтому любой образ нужно реализовывать с углами, кратными 60 градусам (30 получается, только если мысленно выстраивать треугольник вместо ломаной линии ряда шестиугольных элементов мозаики). Такая особенность очень показательна для малышей, часто привыкающих рисовать шаблонные домики квадрат+треугольник и воспринимать мир согласно неписанным правилам прямоугольных комнат, прямоугольных домов, прямоугольных улиц и перекрестков. Еще хорошо, если у родителей есть возможность, показать ребенку пчелиные соты и подтолкнуть его к пониманию идентичности геометрических форм сот и шестиугольного мозаичного мощения.

Детская мозаика - построение четырехугольников Отсутствие прямых углов не мешает созданию множества интересных форм и рисунков. Полностью закрыть поверхность планшета можно не только трех и шестиугольниками - можно выстроить и четырехугольники, причем разных размеров. Переход от понятия квадрата к понятию четырехугольник часто становится излишне проблематичным для школьников как раз в силу начального обучения, когда 3=треугольник, 4=квадрат, и так далее. Между тем, четырехугольники - очень интересные фигуры, к тому же это многоугольники, которые могут быть не только выпуклыми.

На примере треугольников, четырехугольников и шестиугольников легко объяснить принципы построения геометрического паркета Необязательно (и даже нежелательно) задействовать формулы - достаточно элементарного представления: так получается, а вот так - нет. Некоторые дети стремятся во что бы то ни стало заполнить все дырочки, некоторые используют пустые места как часть общего рисунка. Соответственно, и тем, и другим можно показывать примеры иных решений.

Детская мозаика - Шестиугольные гвоздики Если отвлечься от чисто геометрических фигур, то лучше всего из шестиугольников получаются различные звездочки и цветочки. Сама форма из 7 гвоздиков - 1 в центре, 6 вокруг способствует составлению цветочных ковров. И в составлении композиций начинает играть свою роль ограниченность пространства для создания рисунка. Причем это пространство опять-таки имеет шестиугольную форму. Во многом, сами собой получающиеся формы цветов и звезд способствуют возникновению симметрии - как осевой, так и центральной. Принципы отражения или поворота - не в чертежах, а в мозаике многим детям кажутся естественными - они охотно составляют симметричные картины, в том числе и на собственные сюжеты. И даже неважно, будут ли дети знать само слово "симметрия" - важно их умение создать зеркальную картинку, воспроизвести рисунок в определенном месте с некоторыми заданными условиями.

Детская мозаика - соединение вершин многоугольника Нет ничего невозможного в том, чтобы "копнуть поглубже" и дать малышу представления о некоторых геометрических понятиях от диагонали, биссектрисы и медианы до пространственной геометрии и понятий о трехмерных фигурах и структурах. Главное здесь - не перестараться. Да, дети многое впитывают как губки (это расхожий штамп, но он настолько отражает суть детского познания, что удержаться от его употребления невозможно), дети рады-радешеньки осмысленному вниманию со стороны взрослых, но детство должно быть все-таки счастливым, а не устремленным к вундеркиндству. Золотая середина у каждого родителя свое, но все же нет смысла перегружать ребенка заведомо сложными для произнесения словами и абстрактными понятиями. Лучше пусть чуть позже, познакомившись на новом уровне с давно понятными вещами, школьник с успехом воспримет эту информацию.

Детская фантазия из мозаики В большинство мозаик обычно вкладывается листочек или целая книжечка с образцами для копирования. Неплохо, если дети правильно копируют эти образцы. Копирование - полезный навык и занятие, развивающее наблюдательность и внимание. Но наряду с копированием малыша обязательно поощрять к собственному творчеству. Неважно, что его мозаичные каля-маля мало напоминают цветочный ковер или узор из звездочек. Важно дать ему проявить собственную фантазию и - в самом прямом смысле - выразить эту фантазию действием, создать нечто собственными руками. Опять же - на собственном опыте ребенок научится составлять те или иные фигуры и подбирать цвета, сам усвоит принципы мощения плоскости теми или иными фигурами.

Часто родители совершают ошибку, давая оценку творчеству ребенка - причем как критика ("что это ты нагородил - ничего не понятно"), так и слащавость ("это лучшее произведение искусства, что было создано от начала времен") не способствуют развитию в ребенке чувства достоинства и осознания важности собственного художественного восприятия. Лучше всего дать ребенку рассказать самому о том, что изображено и почему именно так, а не иначе. (Это еще и развитию речи способствует, и умению выражать свои мысли). Но если ребенку мозаика уже надоела - просто займитесь чем-нибудь другим.

Детская мозаика - свободное творчество Детская мозаика

В детских мозаиках заложен еще один почти философский аспект бытия, обычно игнорируемый родителями и воспитателями. По окончании занятий взрослые легким движением руки сметают элементики мозаики в коробку - и дети учатся принимать и переживать уничтожение своих творческих идей и плодов своего труда. Если нарисованную картинку родители могут сложить в альбом или даже повесить в рамку на стену, если поделка может годами пылиться в шкафу, то мозаика изначально предназначена для создания и последующего разрушения. В этом дети проходят такую же школу терпения и понимания, что и тибетские монахи, насыпающие мозаики из песка. И подчас взрослым следует внимательнее относится к детским эмоциям относительно созданных своими руками вещей.

И общее резюме - общайтесь с детишками, слушайте их, говорите сами и учите их геометрии с помощью мозаики.

Надежда Ласточкина.
Любое копирование, перепечатка и иное использование возможно только с письменного разрешения автора.

версия для печати

Следующая страница: Магнитные детские мозаики

    • Начало   • Мозаика для детей   • Шестиугольная геометрия для малышей  

   © Mosaic.su, 2008-2015.    (916) 995-12-50
   Технологии и материалы для мозаики. Монументальное искусство и детские игрушки,
   исторические мозаики и смешные поделки, мозаика в науке и литературе.
о проекте    контакты    обратная связь
заказать мозаику    карта сайта