Мозаика для детейШестиугольная геометрия для малышей Магнитные детские мозаики Мозаика из песка Изгнать скуку! Воображай и соображай! Первая мозаика для малыша Чудо-покрывала (Северная мозаика из лоскутков) Мозаика в цветочном горшке Мозаика из бумаги и картона своими руками
Толковый словарь В.Даля:"НЕФРИТ м. зеленоватый камень, зеленчак, идущий на мелкие поделки; походить на змеевик. Нефритовая печать. "
| Шестиугольная геометрия для малышей
Для очень многих словосочетание "детская мозаика" ассоциируется прежде всего с круглой коробочкой-планшетом и
пластиковыми гвоздиками с шестиугольными шляпками. Не знаю, кто и когда додумался до такой игрушки, но идея оказалась
достойной самых высоких слов. Прежде всего, сам процесс втыкания, вставления, вдевания гвоздика в отверстие донышка
стимулирует развитие точности движений рук и ловкости пальцев. Удержание гвоздика - зарядка для хватетельных навыков,
и в первую очередь для очень важного навыка взаимодействия большого и указательного пальца. И, разумеется,
сама геометричность игрушки и форм получающегося рисунка создает поле для легкого восприятия некоторых вроде бы
само собой разумеющихся геометрических понятий, которые тем не менее зачастую весьма затруднительны для понимания
в абстрактном представлении.
Обычно на коробке с мозаикой указывается ограничение от трех лет, связанное с относительно мелкими размерами самих гвоздиков.
Но если мама или иной ответственный человек готовы сидеть рядом и заниматься с ребенком, можно попробовать мозаичные игры и
раньше. Есть в продаже и крупноформатные гвоздики, но на мой взгляд они слишком громоздки, и за размерами теряется
часть смысла - гвозлик сам по себе становится объектом внимания ребенка, и им вполне можно играть без дополнительных
обременений по составлению мозаики.
Самое главное в детских развивающих играх - не фиксироваться на том, что это - развитие, занятие, задание. Игра должна
в первую очередь быть игрой. И это верно как для трехлеток, так и для школьников. Поэтому в действительности для игр
с малышом не нужны планы, тематические и методические указания. Поиграйте сами, позвольте малышу проявить фантазию,
а то, что является научно-познавательно-развивающей информацией должно быть фоном этой игры.
Итак, что можно показать малышу на примере шестиугольной мозаики? Первое - это, конечно, цвета. Разноцветные фигурки
одинаковой формы наглядны и просты в восприятии. Малыши часто стремятся к дополнению фигурки, сложенной мамой,
гвоздиками того же цвета. И отлично - пусть тренируются.
Второй очень простой и наглядный пример - размеры и формы. Маленький и большой шестиугольник (и любая другая фигура),
помимо сравнения размеров дают четкое визуальное представление о геометрическом понятии подобия - то есть схожести
форм. Можно легко продемонстрировать, что по разному развернутые фигуры являются в действительности одинаковой
формы. Но самое главное - малыш учится этому исподволь, без отягощения строгими определениями и формулами.
Соединение трех понятий формы, размера, цвета - фактически определяет наше визуальное восприятие мира. Для
самых маленьких, еще не говорящих, хорошо просто четко проговаривать: "Это большо-о-ой, это ма-а-аленький".
Для 3-4 леток можно повторять названия фигур - треугольник, шестиугольник и т.п. Для дошколят 5-6 лет уже
можно делать сравнения ("Этот синий треугольник меньше, чем красный, но больше, чем зеленый), ранжировать
ряд картинок по каким-либо признакам (например, выстраивать по размеру) и проводить аналогии фигур с известными
понятиями и предметами (треугольник как крыша дома, круг как серединка цветка и т.п.) Младших школьников
можно учить устному счету и арифметическим действиям, используя гвоздики аналогично счетным палочкам. И
в этом случае наглядность создания определенной фигуры на плоскости из заданного количества точек формирует
четкое образное представление об основах геометрии еще до того, как ребенку вручат линейку, циркуль
и произнесут что-нибудь вроде "докажем теорему".
Одним из занимательных моментов для детей в шестиугольных мозаиках часто становится невозможность построить
сплошными линиями правильный квадрат или прямоугольник. Мозаика рассчитана таким образом, чтобы можно было
замостить плоскость шестиугольниками, и поэтому любой образ нужно реализовывать с углами, кратными 60 градусам
(30 получается, только если мысленно выстраивать треугольник вместо ломаной линии ряда шестиугольных
элементов мозаики). Такая особенность очень показательна для малышей, часто привыкающих рисовать шаблонные домики
квадрат+треугольник и воспринимать мир согласно неписанным правилам прямоугольных комнат, прямоугольных домов,
прямоугольных улиц и перекрестков. Еще хорошо, если у родителей есть возможность, показать ребенку пчелиные соты и
подтолкнуть его к пониманию идентичности геометрических форм сот и шестиугольного мозаичного мощения.
Отсутствие прямых углов не мешает созданию множества интересных форм и рисунков. Полностью закрыть поверхность
планшета можно не только трех и шестиугольниками - можно выстроить и четырехугольники, причем разных размеров.
Переход от понятия квадрата к понятию четырехугольник часто становится излишне проблематичным для школьников
как раз в силу начального обучения, когда 3=треугольник, 4=квадрат, и так далее. Между тем, четырехугольники - очень
интересные фигуры, к тому же это многоугольники, которые могут быть не только выпуклыми.
На примере треугольников, четырехугольников и шестиугольников легко объяснить принципы построения
геометрического паркета Необязательно (и даже нежелательно)
задействовать формулы - достаточно элементарного представления: так получается, а вот так - нет. Некоторые дети стремятся во что бы то
ни стало заполнить все дырочки, некоторые используют пустые места как часть общего рисунка. Соответственно,
и тем, и другим можно показывать примеры иных решений.
Если отвлечься от чисто геометрических фигур, то лучше всего из шестиугольников получаются различные звездочки и цветочки.
Сама форма из 7 гвоздиков - 1 в центре, 6 вокруг способствует составлению цветочных ковров. И в составлении композиций
начинает играть свою роль ограниченность пространства для создания рисунка. Причем это пространство опять-таки имеет
шестиугольную форму. Во многом, сами собой получающиеся формы цветов и звезд способствуют возникновению
симметрии - как осевой, так и центральной. Принципы отражения или поворота - не в чертежах, а в мозаике
многим детям кажутся естественными - они охотно составляют симметричные картины, в том числе и на собственные
сюжеты. И даже неважно, будут ли дети знать само слово "симметрия" - важно их умение создать зеркальную картинку,
воспроизвести рисунок в определенном месте с некоторыми заданными условиями.
Нет ничего невозможного в том, чтобы "копнуть поглубже" и дать малышу представления о некоторых геометрических
понятиях от диагонали, биссектрисы и медианы до пространственной геометрии и понятий о трехмерных фигурах и
структурах. Главное здесь - не перестараться. Да, дети многое впитывают как губки (это расхожий штамп, но он настолько
отражает суть детского познания, что удержаться от его употребления невозможно), дети рады-радешеньки
осмысленному вниманию со стороны взрослых, но детство должно быть все-таки счастливым, а не устремленным к
вундеркиндству. Золотая середина у каждого родителя свое, но все же нет смысла перегружать ребенка заведомо
сложными для произнесения словами и абстрактными понятиями. Лучше пусть чуть позже, познакомившись на
новом уровне с давно понятными вещами, школьник с успехом воспримет эту информацию.
В большинство мозаик обычно вкладывается листочек или целая книжечка с образцами для копирования.
Неплохо, если дети правильно копируют эти образцы. Копирование - полезный навык и занятие, развивающее
наблюдательность и внимание. Но наряду с копированием малыша обязательно поощрять к собственному
творчеству. Неважно, что его мозаичные каля-маля мало напоминают цветочный ковер или узор из звездочек.
Важно дать ему проявить собственную фантазию и - в самом прямом смысле - выразить эту фантазию действием,
создать нечто собственными руками. Опять же - на собственном опыте ребенок научится составлять те или иные
фигуры и подбирать цвета, сам усвоит принципы мощения плоскости теми или иными фигурами.
Часто родители совершают ошибку, давая оценку творчеству ребенка - причем как критика ("что это ты нагородил -
ничего не понятно"), так и слащавость ("это лучшее произведение искусства, что было создано от начала времен")
не способствуют развитию в ребенке чувства достоинства и осознания важности собственного художественного
восприятия. Лучше всего дать ребенку рассказать самому о том, что изображено и почему именно так, а не иначе.
(Это еще и развитию речи способствует, и умению выражать свои мысли). Но если ребенку мозаика уже надоела -
просто займитесь чем-нибудь другим.
В детских мозаиках заложен еще один почти философский аспект бытия, обычно игнорируемый родителями и
воспитателями. По окончании занятий взрослые легким движением руки сметают элементики мозаики в коробку -
и дети учатся принимать и переживать уничтожение своих творческих идей и плодов своего труда.
Если нарисованную картинку родители могут сложить в альбом или даже повесить в рамку на стену, если поделка может
годами пылиться в шкафу, то мозаика изначально предназначена для создания и последующего разрушения.
В этом дети проходят такую же школу терпения и понимания, что и тибетские монахи,
насыпающие мозаики из песка. И подчас взрослым следует внимательнее относится к детским эмоциям
относительно созданных своими руками вещей.
И общее резюме - общайтесь с детишками, слушайте их, говорите сами и учите их геометрии с помощью мозаики.
Надежда Ласточкина.
Любое копирование, перепечатка и иное использование возможно только с письменного разрешения автора.
версия для печати
Следующая страница: Магнитные детские мозаики
|