Мозаика для детейШестиугольная геометрия для малышей Магнитные детские мозаики Мозаика из песка Изгнать скуку! Воображай и соображай! Первая мозаика для малыша Чудо-покрывала (Северная мозаика из лоскутков) Мозаика в цветочном горшке Мозаика из бумаги и картона своими руками
Толковый словарь В.Даля:"МОЗАИКА, мусия ж. мозаичное, -ческое или мусийное искусство и произведенье его; искусство подражать живописи набором мелких цветных камней и стекол. Мозаикист, мусийщи, мозаичник м. мозаичный художник"
| Чудо-покрывала (Северная мозаика из лоскутков)
Т.Васильева.
Журнал "Юный художник", #2-1990, ISSN 0205-5791
Расцвели цветы лазорьевые,
Распошли духа малиновые,
Вырастала трава шелковая...
Старинная хороводная песня
Необозримый простор лугов с цветущими травами выше пояса. Пасущиеся белые и рыжие кони. Издалека крохотные, мелькают фигурки косарей в ярких рубашках... Таким надолго остается в памяти пейзаж короткого, но богатого красками северорусского лета. А зима? Белоснежный покров лег на поля, укутал бревенчатые дома. Из труб высоко в звездное небо поднимается голубоватый дым. В такую пору приятно зайти в натопленную избу, где вас всегда встретят с необыкновенным радушием, отличающим жителей северных деревень.
Сняв у порога обувь и ступив на домотканые
дорожки, вы сразу ощутите порядок и уют, царящие вокруг. И не только от русской печи, откуда довольная приходом гостей хозяйка достает золотистые и круглые, как солнышко, шаньги, исходит тепло. Им проникнута вся внутренность дома, сотворенная щедростью души и трудолюбием крестьянских рук. Поблескивает поливой глиняная кринка для молока, расписанный лубяной короб хранит узорные чулки да рукавицы. А вот ручная прялка с полустершимся от работы рисунком, но заслужившая почет и уважение.
Живет по сей день — и это чудо из чудес — ручной деревянный ткацкий станок. В деревнях Архангельской области есть он почти в каждом доме. Именно на нем быстрыми и ловкими движениями рук создаются рулоны половиков, столь необходимых в быту — для защиты от холода, и сшитые из двух частей ковры на стену. Материалом для них
служат прочные нитки и длинные узкие полоски фабричных тканей, вырезанные из старой одежды. Ничего не пропадает в доме у деревенской хозяйки. Даже самые мелкие кусочки идут в дело: из них сшивают пестрые мохнатые половички —
прямоугольнички или кругляши.
А.Ф.Шенина
Лоскутное покрывало
1978-1981
Государственный русский музей.
Вспоминается разговор с ниной Федоровной Поповой из деревни
Фаминская (Вилегодского района Архангельской области),
в доме у которой на полу лежали такие мохнатые "кругляшки",
похожие на диски пламенеющего заката. «Обрезки останутся, мне жалко их выбрасывать,— говорит она и показывает малюсенький кусочек ткани.— Экой обрезочек баской — куда его бросать? Вот я и шью...»
Потребность в ручном труде, неотделимом от творчества, для сельских жителей скорее правило, чем исключение. Лоскутная техника не требует никакого приспособления, кроме иголки с ниткой. Ускоряет работу швейная машинка, на ней сострачивают детали. О «кругляшках» женщины говорят между прочим, отмахиваясь: мол, не стоит внимания. Но заведите речь о лоскутных покрывалах, и лицо каждой мастерицы засветится гордостью. Пойдет сама или пошлет кого принести из низенького амбара еще несколько сложенных покрывал, будет сравнивать одно с другим, оценивать.
«Здесь кубички похруще (покрупнее), а тут помильче — так в глазах и мечется» — это уже из беседы с Евдокией Ефимовной Стениной из деревни Колодино. «Кубиком» мастерицы называют квадратик, сшитый из полосок ткани. Множество таких разноцветных квадратиков составляют потом композицию целого покрывала-панно. На вопрос, кто научил шить изделия из лоскутков, Евдокия Ефимовна ответила: «Сестра кубик потакала (показала), я нашила... Ну а потом будешь складывать, чтобы круг-от вышел». Вот, оказывается, и вся премудрость. Да только пойди попробуй!
На местном языке «круг» — это ромб — в древности символ солнца. Композиции с одним большим ромбом, двумя или несколькими темными ромбами на светлом поле (или, как говорят на Севере, «светлой земле») стали традиционными для вилегодских лоскутниц. Первые покрывала с таким узором появились у них лет двадцать назад. Чтобы получился круг, нужно, чтобы половина квадрата-заготовки была сшита из полосок ткани более темного тона. Каким же острым чувством цветового единства и внутренним видением должны обладать авторы лоскутных композиций! Ведь они делают заготовки чаще всего из пестрых, с разнообразным рисунком материй. Дополнительную фактурность создает блеск атласных лент, а иногда вкрапления «золота» и «серебра» парчи...
Л.Н.Плюснина
Лоскутное покрывало
1978-1981
Государственный русский музей.
И вот наступает самый захватывающий момент творчества. Мастерица раскладывает на полу квадратики и, распределив их по оттенкам и рисунку тканей, начинает составлять узор. Когда все сошлось, как в хитрой головоломке, можно соединить детали полотна и вставить его в раму — нашить на ситцевую основу с бортами из алого шелка. И засверкает, заискрится лоскутное панно, словно вобравшее в себя полуденное летнее солнце! Лежит вот такое диво на кровати, а в доме и светлее, и теплее, и радостнее. А можно на стену повесить («которые басне, на стену вешаем, наместо ковра») и любоваться, как картиной.
Именно такими своеобразными картинами предстали работы лоскутниц на выставке «Современное народное искусство Русского Севера», проходившей несколько лет назад в Государственном Русском музее в Ленинграде. Натянутые на подрамники покрывала буквально притягивали к себе восхищенных посетителей. Особенно ревностно рассматривали их кивописцы, вблизи и на расстоянии, пытаясь разгадать цвето-световые секреты.
Один из таких секретов таит в себе орнамент из темных ромбов, который создает иллюзию глубины и как бы подвижности узора. Попробуйте вглядеться в отдельные части лоскутного панно — и вместо основного мотива увидите другие комбинации линий в орнаменте. Такой цветовой фокус можно назвать приемом калейдоскопа.
Авторы изделий, привезенных на выставку и вошедших в коллекцию Русского музея,— Анфиса Федоровна Шенина и Валентина Ефимовна Шенина из деревни Гришинская Архангельской области. Валентина Ефимовна — совсем не старая еще женщина — бойкая, энергичная и певунья известная. Как она может за шитьем усидеть — трудно представить. Но, вероятно, именно в этом деле черпает она жизненные силы и бодрость духа.
Для знакомства с лоскутным искусством другого района Архангельской области воспользуемся «ковром-самолетом» Ан-24, курсирующим по маршруту Котлас — Красноборск. Через широкий разлив Северной Двины паром перевозит вас в поселок Дерябино, где живет Лидия Ивановна Плюснина. Ее лоскутные произведения немало путешествуют по стране. А дома у Лидии Ивановны — своя постоянно действующая выставка: не комната, а драгоценный ларец — вся в «лоскутах», будто в самоцветах! Но это только часть сокровищ.
Остальное богатство хранит она в дровянике — небольшом амбарчике во дворе возле поленницы. Первое свое покрывало сшила мастерица лет десять назад и с тех пор без этого занятия не представляет жизни. «Шитьто экой узор морготно (тихо, не скоро), тут посидишь... А я люблю!» — при последних словах в глазах пожилой женщины появляется задорный огонек.
Есть у Лидии Ивановны самый любимый (хотя и морготный) узор, по которому всегда можно узнать автора. В основе композиции все тот же квадрат, но сшит он не из прямых полосок ткани, а из треугольников и трапеций. Называется узор по-местному «шахматочка».
Красноборские «лоскуты» отличны от вилегодских и в цветовом построении. В них нет столь явных контрастов между «светом» и «тенью», нет разделения между фоном и основным мотивом узора. Но и те, и другие несут в себе осознание вечности,
красоты и гармонии окружающего мира,
утверждение света, победившего тьму.
Лоскутные изделия мастериц нашей северной земли связаны с
глубокими корнями народной культуры. Им близки сказочные и песенные
образы волшебного цветения, широкогораздолья. С давних пор
человек сельской местности представлял себя
частицей природы, а свой быт мыслил как ее продолжение.
Не случайно вилегодские денщины, показывая покрывало,
скажут: "Эк разливисто!" - будто о весенней реке.
Не только в деревенской избе, но и в городской
квартире солнечные мозаики из лоскутиков чувствуют
себя превосвходно, словно принося в дом
дуновение вечно живой природы. Хотите попробовать сделать сами? Соберите побольше ярких тряпочек.
научитесь держать в руках иголку или строчить на машинке.
Остальное - дело вашей фантазии и видения.
Для начала сшейте одеяльце для куклы или маленький коврик.
Ну а будет на то у вас желание, северные рукодельницы с
радостью поделятся секретами своих чудо-покрывал.
версия для печати
Следующая страница: Мозаика в цветочном горшке
|